Введение обязательной маркировки молочной продукции стало одним из главных событий для молочного рынка в этом году и серьезным испытанием для переработчиков. Процесс перехода молочной отрасли на новые рельсы еще не завершился, так как не стартовал этап вывода продукции из торговой сети. Тем не менее, молокопереработчики уже проделали серьезную работу для внедрения маркировки у себя на предприятиях. О том, как проходил процесс, и какая шаги по взаимодействию с ритейлом делаются сейчас, рассказали участники рынка.
Рост затрат и снижение производительности
Маркировка на предприятиях вводилась в несколько этапов. Первыми, в начала июня текущего года, наносить Data Matrix коды на свою продукцию в обязательном порядке начали производители мороженого и сыров. С 1 сентября к ним присоединились производители молочных продуктов сроком хранения более 40 суток, а с начала декабря маркировка стала обязательной для молочной продукции сроком хранения менее 40 суток.
Первое, что отмечают производители молочной продукции — это тот факт, что внедрение маркировки существенно ударило по их бизнесу. Так, на ОАО «Карат» на сегодняшний день уже полностью выполнили это законодательное требование. Однако данный процесс стоил предприятию достаточно существенных финансовых вложений.
— Только капитальные затраты составили около 50 млн руб. А есть еще и операционные расходы, которые по причине введения маркировки у нас тоже выросли на несколько миллионов. К тому же, пришлось привлекать дополнительно людей на контроль, — рассказывает директор ОАО «Карат» Евгений Гребнев.
В целом, себестоимость производства продукции предприятия после введения маркировки увеличилась на 4%, и этот рост придется закладывать в цену реализации.
Руководитель Фабрики мороженого ОАО «Новосибхолод» Юрий Пронин подтверждает, что в процессе внедрения маркировки у предприятия возникли значительные затраты на приобретение маркировочного оборудования, а после его установки наблюдается существенное снижение скорости работы производственных линий.
— Также мы создали команду сотрудников — по сути, отдел, который занимается исключительно вопросами маркировки.
Фабрика мороженого на сегодняшний день маркирует все мороженое за исключением пищевых и фруктовых льдов, которые не подлежат обязательной маркировке, так как не содержат молочной составляющей.
Пронин добавляет, что в процессе внедрения маркировки предприятию пришлось решать некоторые другие задачи. В частности, сотрудники компании для каждой производственной линии искали индивидуальное техническое решение по монтажу маркировочного оборудования. К тому же, рынок интеграторов был достаточно сырой и хаотичный, и было важно не ошибиться и выбрать правильного интегратора и поставщика оборудования для маркировки.
Подготовка к новому этапу
Пронин напоминает, что в вопросах маркировки пока пройдена только половина пути. Следующий, ключевой этап для предприятия начнется с 1 июня 2022 года, когда розница будет обязана выводить из оборота маркированную продукцию со сроком годности более 40 суток на кассах.
— Здесь необходимо исключить ошибки, когда коды по разным причинам не сканируется. Это может привести к массовым возвратам мороженого. Можно назвать несколько причин, по которым код может не считаться. Например, он есть на упаковке, но не введен по техническим причинам в оборот, или во время хранения произошел механический износ кода (потертости).
Для производителей молочной продукции сроком хранения менее 40 дней стадия вывода продукции из оборота торговой сети заработает 31 марта.
Сейчас переработчики вместе с ритейлерами тестируют и налаживают процесс приемки по коду тестовых партий в коммерческих объемах и на кассе.
— Со считыванием кодов в торговых сетях периодически возникают проблемы. Они вызваны разными причинами, в которых обе стороны разбираются, пока это не отражается на покупателях. На данный момент торговые сети не несут ответственности за вывод из оборота, поэтому приемка продукции идёт без значимых сбоев, — делится Гендиректор ООО «ГАЛАКТИКА» Елена Духовская.
Самый активный процесс тестирования придется на январь-февраль, считает она.
При этом Гребнев подчеркивает, что введение маркировки уже негативно сказывается на бизнесе производителей молочной продукции.
— Помимо роста затрат и необходимости делать дополнительную работу внутри предприятия, мы еще сталкиваемся с возвратами со стороны сетей, причем зачастую ошибочными — просто по недосмотру сотрудника торгового предприятия. При этом разрешать ситуацию все равно приходится нам.
Также важно не забыть вторую часть маркировки — агрегацию, требования к которой вступают в силу с 1 декабря 2023 года, подчеркивает Пронин.
— С этого момента запланирован поэкземплярный учет мороженого. На данный момент технического решения по агрегации у нас нет.
Кто выиграет?
Особенно сложно стало в новых условиях работать производителям скоропортящейся продукции, отмечает директор ООО «Степь» Руслан Сагитов.
— Мы изготавливаем скоропортящуюся молочную продукцию и сыры, и маркировка поспособствовала принятию нами решения о закрытии цеха по производству скоропортящейся продукции. Эту продукцию надо маркировать ежедневно, в ночное время, и при возникновении ошибок или форс-мажоров нет времени исправить ситуацию, так как у товара очень небольшой срок реализации.
Сагитов считает, что после введения маркировки выиграют производители, выпускающие молочную продукцию более длительного срока хранения, так как большинство изготовителей скоропортящейся продукции могут уйти с рынка.
В «Галактике» пока не подтверждают рост спроса на молочную продукцию, не относящуюся к скоропортящейся, и не готовы прогнозировать, как изменится спрос на нее в перспективе по причине маркировки «Честный знак».
Руководитель ООО «Степь» считает, что вводить обязательную маркировку не было никакой необходимости.
— У нас есть Роспотребнадзор, который контролирует производителей продуктов питания. Маркировка дублирует функции этого ведомства.
Пронин с ним соглашается.
— Работать стало намного сложнее. Появился дополнительный и, с нашей точки зрения, избыточный, производственный процесс, который требует значительных затрат и значительного внимания. По сути — дополнительная контрольная точка. Пользы от внедрения маркировки мы не видим.
Источник: ПРОДУКТ.BY